Разработка системы мотивации сотрудников в организации

Способы мотивации сотрудников – стимулы, которыми компания побуждает персонал к эффективной работе. Справедливая схема поощрений и наказаний повышает производительность отдельного работника и положительно влияет на атмосферу в коллективе. Благодаря грамотной методике стимулирования можно привлечь ценных специалистов или удержать тех, кем вы дорожите.
Зачем нужна система мотивации сотрудников предприятия
Невозможно вдохновить персонал одной зарплатой. Исследования показывают: комфортные условия в офисе или шанс раскрыть свой потенциал могут оказаться важнее премий и бонусов. Комплексные мероприятия для мотивации помогают создать в компании максимально благоприятные условия для каждого человека.
Как понять, что вашему бизнесу нужна мотивационная система:
- результат работы сотрудников не дотягивает до ожиданий компании, при этом у нее нет других рычагов воздействия, кроме зарплаты и штрафов;
- в организации появились новые подразделения или изменилась схема управления;
- бизнес собирается вывести на рынок новый продукт, поэтому рассматривает варианты дополнительной мотивации деятельности сотрудников;
- в компании наблюдается большая текучка ключевых сотрудников, которая может быть связана с несправедливой оплатой или некомфортными условиями работы.
Еще недавно считалось, что кнут и пряник – достаточные уровни мотивации. Однако штрафы и бонусы – далеко не полный набор средств, которыми компания может воздействовать на удовлетворенность персонала. В арсенале руководства гораздо больше способов простимулировать работников: от поздравлений со значимыми праздниками до геймификации.
Методы мотивации сотрудников
Все способы вовлечь ценного сотрудника в рабочий процесс можно условно разделить на две категории – материальные и нематериальные.
Материальная мотивация – это инструменты, которые непосредственно влияют на финансовое благополучие персонала. К ним относятся:
- денежные вознаграждения (заработная плата, бонусы, оплата больничного листа, проценты от продажи товаров);
- неденежные вознаграждения (добровольное медицинское страхование, билеты на культурные мероприятия, санаторно-курортные путевки, повышение квалификации за счет работодателя, скидки на продукцию компании);
- система штрафов (наказание за невыполнение плана или нарушение трудовой дисциплины).
Хороший оклад и премии – беспроигрышный стимул, но даже для самого лояльного сотрудника этого иногда бывает недостаточно. В этом случае неоценимую помощь руководителю окажут нематериальные виды мотивации. Такая стратегия поощрения включает в себя:
- перспективу занять вышестоящую должность;
- корпоративные торжества и тренинги;
- публичное признание заслуг специалиста;
- поздравления с днем рождения и другими значимыми датами;
- участие в процессе принятия решений.
Нематериальной мотивацией могут служить и условия пребывания сотрудника в офисе. К ним относится наличие зоны отдыха, оборудованной мини-кухней и мягкой мебелью, гибкий распорядок дня или отсутствие жестких требований к форме одежды. Вызвать азарт можно с помощью геймификации, например, ведя рейтинг достижений или устраивая корпоративные соревнования.
Единой эффективной схемы мотивации не существует. На выбор способа стимулирования персонала влияет масса факторов, в том числе сфера деятельности компании и ее локация. Например, в небольших регионах основной потребностью остается стабильный доход. Обеспечивая таким специалистам хорошую заработную плату, вы закрываете их базовые нужды и мотивируете на достижение целей. Однако те, чьи потребности в питании, жилье и безопасности удовлетворены, могут хотеть большей отдачи от труда – оценки заслуг или самореализации.
Разработка мотивации сотрудников: пошаговая инструкция
Создать или реформировать мотивационную систему можно в несколько этапов:
- Определить проблемы, с которыми сталкивается организация из-за нехватки инициативы у персонала. Сюда можно отнести низкую производительность труда, текучесть кадров или постоянный срыв дедлайнов.
- Сформулировать задачи, которые должна решать стратегия мотивации. Например, вам нужно стимулировать коллег, чтобы повысить их эффективность или улучшить психологический климат в коллективе.
- Провести диагностику. Узнать мнение работников можно с помощью интервью или анкетирования. В ходе опроса HR-менеджер выясняет потребности всей команды и каждого специалиста в отдельности.
- Разработать или скорректировать варианты мотивации. Ответы сотрудников помогут выбрать конкретные методы воздействия. В этом же документе стоит прописать требования к специалистам и отделам, а также критерии оценки их работы.
- Рассказать команде об изменениях в привычной для них системе. Сделать новые факторы мотивации максимально прозрачными помогут инструкции, в которых четко оговорен порядок поощрения и наказания.
- Запустить новую программу стимулирования.
- Оценить результат. Тестовый период покажет, выгодна ли компании новая стратегия. Если затраты окажутся больше, чем прибыль, пути мотивации нужно усовершенствовать.
Правильная мотивация сотрудников в компании – одна из ключевых целей организации. Чтобы повысить эффективность персонала, нужно найти баланс между материальным поощрением и нефинансовыми стимулами. Усилия не пропадут даром: возможность получить адекватное вознаграждение сплотит команду и поможет реализовать потенциал сотрудников на благо компании.
Забота о психологическом климате в команде может отнимать у руководителя и HR-менеджера много времени и сил. Сервис Jobers помогает автоматизировать рутинные мероприятия в управлении персоналом. Делегируя нам ряд своих задач, вы сможете сосредоточиться на том, что напрямую влияет на прибыль организации, в том числе на процессе мотивации кадров.

Ситуация, когда компания должна закрыть десятки или сотни однотипных вакансий в сжатые сроки, не редкость. Масс-рекрутинг – настоящее испытание и для службы персонала …

Ситуация, когда компания должна закрыть десятки или сотни однотипных вакансий в сжатые сроки, не редкость. Масс-рекрутинг – настоящее испытание и для службы персонала …

Ситуация, когда компания должна закрыть десятки или сотни однотипных вакансий в сжатые сроки, не редкость. Масс-рекрутинг – настоящее испытание и для службы персонала …

Ситуация, когда компания должна закрыть десятки или сотни однотипных вакансий в сжатые сроки, не редкость. Масс-рекрутинг – настоящее испытание и для службы персонала …