Введите ваш номер и менеджер свяжется с вами в ближайшее время
Введите ваше сообщение и менеджер ответит вам в ближайшее время
Содержание
Каждый день руководитель организации принимает сотни решений – как стратегических, так и простых, рутинных. От того, насколько правильным оказывается выбор менеджера, зависят доход компании, удовлетворенность работников и другие важные показатели. Понимание того, какие методы принятия управленческих решений существуют, и какой из них предпочесть в том или ином случае, помогает управленцу снизить риски и избежать негативного сценария.
Разместим вашу вакансию на 15 площадках
Любое решение, принятое менеджером, отражается на деятельности компании. Однако для того, чтобы считаться управленческим, оно должно обладать целым рядом особенностей:
Например, руководитель направления решает, что миссия компании неактуальна, и нужен новый вариант. Это глобальный вопрос, который входит в компетенцию не линейного менеджера, а совета директоров. Намерение изменить миссию нельзя считать управленческим, однако эту идею можно вынести на повестку дня для обсуждения высшим руководством.
Другой пример: у организации появляется сильный конкурент на внутреннем рынке, и показатели прибыли резко падают. Руководитель отдела продаж может распорядиться экспортировать часть товаров за границу. В этом случае его действия будут управленческими.
Принятие управленческих решений включает два основных этапа:
Методы принятия управленческих решений – конкретные способы, которые могут помочь выйти из проблемной ситуации. Выбор варианта зависит от компетенции руководителя, сложившихся обстоятельств и имеющихся ресурсов. Например, управленец может самостоятельно решить вопрос или вынести его на обсуждение коллектива; привлечь эксперта или обсудить задачу в кругу лиц, имеющих отношение к теме, но обладающих опытом только в смежных сферах.
Принятие управленческих решений в организации происходит по определенному алгоритму, который включает в себя несколько этапов. Независимо от того, какими методами пользуется компания для развития бизнеса, последовательность шагов в большинстве случаев окажется стандартной и будет выглядеть следующим образом.
Описание проблемы
Первым делом необходимо дать оценку текущей ситуации и определить, что требуется изменить. Например, проблема может заключаться в высокой текучести персонала организации или в низкой производительности труда. При выявлении слабых мест и постановке задач ориентируются на утвержденную стратегию развития компании.
Постановка цели
Цель, которую ставит перед собой управленец, должна быть измеримой, например – рост продаж определенного товара на 30% или снижение текучести персонала вдвое. Наличие конкретной задачи позволит в будущем дать оценку правильности предпринятых мер и при необходимости скорректировать политику компании.
Сбор информации
Чтобы достичь поставленной цели и решить проблему, нужно обладать достаточным объемом информации. На этапе диагностики оценивают:
Сухой статистики недостаточно – руководитель должен не только понимать, какими ресурсами располагает компания, но и знать, насколько бережно она к ним относится. На этом этапе также изучают аналогичный опыт у конкурентов, а затем из полученного массива данных убирают лишнее и оставляют лишь ту информацию, которая понадобится для разработки плана мероприятий.
Поиск выхода из ситуации
Следующий шаг – поиск выхода. Для этого берут несколько альтернативных проектов и оценивают их по таким характеристикам, как шанс на успех, требуемые ресурсы и порядок реализации. Затем, опираясь на методы принятия управленческих решений в менеджменте, руководитель выбирает самую подходящую и эффективную для данного предприятия идею.
Реализация плана
Остановиться на какой-либо из альтернатив недостаточно – необходимо обозначить круг ответственных лиц, определить их полномочия и составить график реализации плана. Каждый участник должен понимать свою роль в команде и иметь четкие временные ориентиры.
Контроль и корректировка
На каждом этапе воплощения сценария в жизнь собирают отчеты и обратную связь. Это позволяет сделать стратегию управляемой и оперативно корректировать ее в случае необходимости. После внесения изменений в первоначальный план сбор информации не прекращается: ход исполнения регулярно анализируют до тех пор, пока цель не будет достигнута.
Независимо от сферы деятельности компании разработка эффективных мер относится к основным обязанностям менеджера. Важно помнить, что неверно выбранный метод может негативно повлиять на все аспекты деятельности предприятия.
Выделяют три группы методов:
Неформальные
Эти способы характеризуются творческим подходом к поиску идей и зависят от аналитических способностей управленца. Большую роль здесь играют интуиция и личный опыт менеджера, кроме того, при выборе альтернативы руководитель может опираться на дополнительную информацию, полученную от подчиненных или из средств массовой информации. Эвристический подход может использоваться в моменты, когда меры должны быть предприняты незамедлительно. Однако вероятность сделать неверный выбор при этом довольно высока.
Коллективные
Групповые методы предполагают принятие управленческих решений предприятия на основе экспертизы нескольких человек. Чтобы выбор альтернативы был обоснованным, привлекаемые специалисты должны обладать рядом компетенций, среди которых:
Основное достоинство коллективных методов состоит в том, что найденный выход оказывается взвешенным и предметным, а недостаток – в больших временных ресурсах, которые потребуются для организации собрания. Групповые мероприятия могут проводиться в разных форматах: совещание, конференция, заседание и т.п.
К коллективным подходам причисляют:
Метод Дельфи
Эта технология интерактивного прогнозирования активно используется в бизнес-сообществе, государственных организациях и сфере образования, она основана на личных мнениях группы экспертов, собранных при помощи анкетирования. Информацию получают с помощью заранее составленных опросников, а само мероприятие обычно разделено на несколько этапов. Проект, в который было внесено максимальное число корректировок, принимается за основной.
Мозговой штурм
В отличие от метода Дельфи, который применяется при разработке и изменении стратегии, брейнсторминг используется для оперативного планирования. Он предполагает полную творческую свободу для участников обсуждения: каждый присутствующий может высказать любую идею, даже самую невероятную. Важная роль на встрече отводится ведущему: он фиксирует, разбирает и анализирует идеи, а также заполняет возникающие паузы.
Особенности мозгового штурма – полный запрет критики и отсутствие оценок во время генерации идей, так как это отвлекает присутствующих от основной цели и сбивает с ритма. Когда все мнения собраны, участники или члены комиссии выбирают приемлемый вариант – понравившийся или соответствующий заданным критериям.
Мнение жюри
Суть этого подхода заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Для обсуждения повестки могут быть привлечены специалисты производственного, финансового, экономического, юридического и других подразделений, все предложенные идеи проходят тщательную экспертную фильтрацию. На проведение подобного мероприятия требуется много времени, однако оно может дать отличный результат в виде жизнеспособных инициатив и свежих идей.
Кингисе
История кольцевой системы принятия решений уходит корнями в японскую корпоративную культуру и практики менеджмента, впитавшие в себя опыт многих компаний. Предложенный проект изменений передается по цепочке экспертам, каждый из которых в письменной форме оценивает альтернативы по пятибалльной шкале. За этим этапом следует совещание, во время которого изучаются и обсуждаются заключения специалистов о возможных новациях.
Количественные
Научно-практический подход предполагает анализ ситуации путем обработки больших массивов данных. Он идеально подходит для организаций, располагающих солидными технологическими ресурсами и накопленной статистикой. Используя количественные способы, компания может спрогнозировать потребительский спрос, выявить потребность в человеческих ресурсах или смоделировать новые схемы сбыта.
К количественным инструментам относятся:
Причинно-следственное моделирование
Этот способ может использоваться для прогнозирования динамики продажи или возникновения конкуренции. Причинно-следственное моделирование предполагает исследование или поиск связей между различными статистическими показателями.
Теория игр
Этот математический метод предполагает решение задач в условиях полной неопределенности. Под игрой понимается противостояние двух и более сторон, каждая из которых отстаивает свои интересы и пользуется уникальной стратегией, которая может вести к победе или проигрышу. Это позволяет выбрать оптимальный выход из ситуации с учетом ресурсов соперников и представлений об их возможностях.
К теории игр прибегают при возникновении конфликта или в условиях конкурентной борьбы. Процесс моделирования подразумевает, что стороны ведут себя рационально и логично. Однако на практике поведение соперников зачастую основано на эмоциях, поэтому разработанная математическая модель вероятного сценария может оказаться неточной.
Выбрав один из перечисленных инструментов, менеджер может легко найти наилучший выход из ситуации – при условии, что будет использован оптимальный для конкретного случая вариант. Чтобы определиться с методом, руководитель должен задать себе несколько вопросов:
Для кого важен данный вопрос?
Определите, кого затронут изменения: именно этих специалистов стоит пригласить на обсуждение.
У кого есть необходимые знания?
Обозначьте круг людей, которые обладают необходимой информацией и опытом – они помогут выявить слабые места, проверят данные и оценят качество предлагаемых альтернатив.
Сколько людей должно участвовать в совещании?
Задача руководителя – собрать круг лиц, которые помогут найти оптимальную альтернативу. Их должно быть достаточно, чтобы решение оказалось качественным, но не слишком много – иначе обсуждение рискует растянуться надолго.
В распоряжении менеджера есть множество инструментов, которые могут помочь ему достичь грандиозных целей или выработать тактику на ближайшее время. Знание особенностей различных методов и умение выбрать наиболее уместный вариант предоставляет управленцу большие преимущества и позволяет получить положительный результат.
Сервис автоматизированной публикации вакансий Jobers помогает руководителям и сотрудникам HR-подразделений принимать взвешенные решения, связанные с подбором и наймом персонала. В распоряжении пользователей – подробная аналитика по всем каналам поиска и удобный интерфейс для сбора и обработки обращений. Современный рекрутинговый инструмент не только упрощает размещение объявлений, но и позволяет собрать большой массив информации для выбора лучшей альтернативы.
или напишите нам сообщение