Введите ваш номер и менеджер свяжется с вами в ближайшее время
Введите ваше сообщение и менеджер ответит вам в ближайшее время
Содержание
Экономическая эффективность компании во многом зависит от того, какие стратегии она использует для оптимизации работы команды. Принятые в организации формы взаимодействия затрагивают множество важных аспектов, среди которых найм, обучение, оценка и снижение текучести кадров. Расскажем, какие существуют модели управления персоналом, и чем они отличаются друг от друга.
Разместим вашу вакансию на 15 площадках
Единой модели управления персоналом в организации нет: каждая страна обладает уникальным опытом кадрового менеджмента, на который накладываются ее культура, быт, история, традиции и менталитет жителей. Все системы имеют свои преимущества и недостатки, поэтому компании при выборе способа руководства коллективом тщательно взвешивают все «за» и «против» каждого из подходов. Существует четыре основных концепции HR-менеджмента:
Важно понимать, что в современных реалиях разделение способов управления по национальному принципу условно. Зачастую предприятия практикуют смешанный тип менеджмента, выбирая в каждой практике лучшие и эффективные черты. Однако без понимания особенностей и различий англо-американской, европейской, российской и японской схем невозможно определить путь развития компании и выработать подходящую тактику общения с подчиненными.
Основа англо-американской концепции – неформальные отношения и полное доверие в коллективе. Руководителю в этой схеме отведена роль наставника: он делится с подчиненными собственным опытом, показывает, как решать те или иные задачи, и учит правильно расставлять приоритеты. Общение за пределами офиса считается нормой: боссы часто зовут рядовых сотрудников в гости и вместе посещают спортивные соревнования.
Для англо-американской системы управления кадрами характерны следующие особенности:
Считается, что на родине этой концепции, в США, достичь высот может любой человек, независимо от его национальности. Вполне очевидно, что в таких условиях рождается жесткая конкуренция: каждый член команды нацелен на результат и стремится стать первым среди своих коллег. Однако это не единственный минус англо-американской системы управления персоналом, есть у нее и другие недостатки:
Англо-американская схема широко распространена во всем мире. Кроме Великобритании и США, ее применяют в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторых странах континентальной Европы. Часть принципов системы была использована в России при создании собственной, отечественной концепции.
Технологии менеджмента, используемые европейскими компаниями, значительно отличаются от англо-американских принципов. При этом принято выделять немецкую систему, которая предполагает полный контроль над расходами и качеством, и шведскую, рассчитанную на представителей творческой сферы.
Типичная для стран центральной Европы концепция предполагает тщательную регламентацию всех бизнес-процессов. Основной плюс стандартизации заключается в том, что каждый работник знает последовательность своих действий в любой, даже нештатной ситуации. Такие процедуры, как повышение зарплаты, начисление бонусов и продвижение по карьерной лестнице прописаны во внутренних нормативных актах, с которыми может ознакомиться любой сотрудник.
Что характерно для немецких технологий управления персоналом:
Несмотря на то, что неформальные отношения в команде не приветствуются, руководители компании стремятся создать в команде атмосферу доверия. Формированию комфортной обстановки способствуют налаженные коммуникации внутри команды, взаимная ответственность и знание стратегических целей бизнеса.
Немецкая модель славится минимальным разрывом между статусом босса и подчиненного, социальным партнерством и благоприятными условиями труда. Несмотря на все эти плюсы, менеджмент предприятий регулярно сталкивается с целым рядом проблем, среди которых:
Основная причина низкой мотивации рядовых сотрудников – пренебрежение со стороны начальства: их потребности часто остаются без внимания, а личное мнение не принимается к сведению. Невозможность внести вклад в развитие бизнеса и максимально реализовать свои способности приводит к увольнению ценных и изначально лояльных специалистов.
Философия шведского менеджмента заключается в том, что ни один руководитель не может хорошо разбираться во всех нюансах производственного процесса. Его основная задача – распределить обязанности таким образом, чтобы навыки каждого сотрудника использовались максимально эффективно. Персонал определяет, какие ресурсы нужны ему для достижения целей, а менеджер следит за тем, чтобы подчиненным были обеспечены нужные условия.
Шведские организации стремятся к формированию крепких и долгосрочных отношений с работниками. На практике это осуществляется следующими способами:
Принципы подбора кадров в шведской и немецкой модели систем управления персоналом схожи: приоритет отдается соискателям, которые уже обладают необходимыми навыками. Во внимание принимают проекты, в реализации которых принимал участие претендент, наличие рекомендаций и умение работать в команде. Обучение происходит на базе корпоративных университетов или собственных учебных центров, оно строится на принципах непрерывности и конкретности получаемых знаний.
За короткий промежуток времени популярность японского менеджмента существенно выросла. Причина неподдельного интереса к опыту восточных руководителей – лидирующие позиции Японии в мировой экономике и высокий уровень жизни населения. Искусно соединив многовековые традиции с зарубежной практикой, страна разработала собственную уникальную концепцию, которая успешно применяется во многих национальных корпорациях и за рубежом.
Япония накапливала свой опыт в сложных послевоенных условиях. Оккупация и повсеместная нищета привели к появлению особого HR-менеджмента – «с человеческим лицом». Все внимание в этой схеме уделено качеству работы отдельного сотрудника и минимизации расходов.
Философию японской системы определяют следующие особенности:
В приоритете – доверительные отношения между руководителем и подчиненными. Дисциплина важна, но на первый план выходят слаженность действий и понимание сотрудником своей роли в компании. Желание строить карьеру на протяжении всей жизни на одном предприятии не приемлемо для европейца, но в Японии это считается нормой. Для японской модели управления характерны семейная преемственность, регулярная смена деятельности в рамках своего направления, карьерный рост и прямой управленческий контроль.
Основной плюс принятой в Японии системы менеджмента – высокая мотивация персонала. Но у модели есть и явные недостатки:
Переработки, выгорание и частые стрессы считаются вариантом нормы в японском обществе. Из-за этих особенностей японский подход к менеджменту в других странах не прижился, однако некоторые наиболее удачные инструменты с успехом используются компаниями во всем мире.
Отечественная концепция управления персоналом все еще находится на стадии формирования. Ее базовые принципы заимствованы у японской и англо-американской моделей с поправкой на российские традиции и менталитет. На первый взгляд кажется, что каждая компания пытается внедрить свой стиль менеджмента, однако при внимательном рассмотрении можно обнаружить общие черты.
При найме сотрудников нередко учитываются не только знания и навыки, но и возраст, а также личные качества и даже семейное положение. Список обязанностей специалиста закреплен в должностной инструкции, с которой его знакомят при приеме в штат. Отношения в коллективе строятся на принципах взаимовыручки и поддержки.
Российская система стремится соединить лучшие практики, которыми славятся основные модели управления персоналом зарубежных стран, и отечественные традиции менеджмента. Ведущие компании постоянно накапливают новый опыт и работают над ошибками, чтобы усовершенствовать существующую систему. Однако предприятиям предстоит решить еще множество проблем, среди которых:
Задачи российского менеджмента на данном этапе – избавление от страха перед инновациями, внедрение современных технологий и системы контроля качества, а также обучение способам принятия управленческих решений. Большие изменения ждут и сферу кадров, где до сих пор заметно ощущается нехватка квалифицированных специалистов и сервисов, способных оптимизировать рутинный труд HR-менеджера и повысить его продуктивность.
Автоматизация процесса управления персоналом – неотъемлемый этап становления собственной модели. Одним из инструментов оптимизации может стать Jobers – сервис публикации вакансий на job-сайтах. Используя такой инструмент, компании смогут уделять больше внимания стратегическим вопросам, вывести систему менеджмента на принципиально новый уровень и быстрее накапливать уникальный опыт. Заключение
или напишите нам сообщение